Компании массово внедряют системы распознавания лиц, голосовой биометрии и эпидемиологического контроля. К чему это приведет, рассказывает Дмитрий Дырмовский, генеральный директор группы компаний ЦРТ.
Из-за пандемии COVID-19 многие привычные всем нам процессы должны измениться. Современный мир впервые столкнулся с подобной угрозой. Хорошая новость в том, что человечество и на этот раз найдет решение. Правда, единственного правильного ответа здесь нет, но по крайней мере уже ясно, что одним из главных решений проблемы станут бесконтактные биометрические технологии, которые в ближайшем будущем широко проникнут в повседневные процессы.
Бесконтактные технологии идентификации
Самая известная биометрическая технология — это система распознавания лиц. Она может применяться в биометрических СКУД (системах контроля и управления доступом) и внедряться в школах, фитнес-центрах, бизнес-центрах, стратегических государственных объектах. Проход «по лицу» не требует вообще никакого контакта и сокращает риск заражения. При удаленном режиме работы биометрическая СКУД позволяет грамотно настраивать разграничение прав доступа и быть уверенным, что на ваш объект не проникнут люди, доступ которым запрещен. Вот несколько примеров, как такие технологии используются или будут использоваться в ближайшем будущем.
Государственные биометрические системы. Государства во всем мире будут создавать или активнее развивать государственные и отраслевые биометрические базы. Например, индийская Aadhar считается крупнейшей в мире. В ней зарегистрировано более 1 млрд человек — это почти все совершеннолетнее население страны. В США и Канаде биометрия на государственном уровне активно используется в системах безопасности. В России еще в 2018 году ввели для банковского сектора Единую Биометрическую Систему (ЕБС), активно развивается Сбербанк ID. Все они продолжают свое развитие, распространяясь и на другие отрасли.
Аэропорты и другие транспортные узлы. Бесконтактная идентификация с помощью биометрии уже несколько лет успешно применяется в некоторых аэропортах США, Европы, ОАЭ. Пока это единичные случаи, но теперь внедрение технологий только ускорится. Подобные планы есть и в России. Технология работает так. Пассажир, который согласился сдать свои биометрические данные, попадает в базу доверенных пассажиров. При прохождении контроля перед посадкой на рейс или поезд он идентифицируется по ограниченной базе — по списку пассажиров. На такой базе данных биометрия работает почти со 100-процентной точностью, возникнуть сложности могут только с близнецами, но эти трудности легко решаются.
Офисные здания и промышленные предприятия. Технологии позволяют идентифицировать сотрудников в маске — это сделать намного проще, чем, например, идентифицировать человека на улице. Ведь здесь речь будет идти, как и в случае с транспортом, об ограниченной выборке — только сотрудники предприятия.
Голосовая биометрия
Контроль сотрудников на рабочем месте. Многие работодатели во время пандемии задумались об эффективности работы сотрудников. Но если предприниматель или руководитель вынужденно начал заниматься оптимизацией удаленного бизнеса, то логично, что он начнет заниматься оптимизацией и офлайн-бизнеса. Поэтому уже сейчас, кроме запроса на биометрический контроль прихода и ухода и нахождения сотрудника на рабочем месте, появляются запросы и на контроль того, что именно он делает на своем рабочем месте. Здесь уже идет речь о технологии компьютерного зрения, внедрение которого можно ожидать на горизонте одного-двух лет.
HoReCa. В гостиничном и ресторанном бизнесе в первую очередь имеет смысл говорить больше об улучшении клиентского сервиса благодаря голосовой биометрии. С помощью технологий системы смогут узнавать клиента по голосу. Рестораны и гостиницы получат более продвинутые CRM, смогут практически мгновенно идентифицировать клиента и предлагать ему индивидуальный сервис. Для гостиниц также интересна будет технология доступа постояльцев в их номера с помощью технологии распознавания голоса и/или лица.
Безопасность. В банковской сфере и финтехе распознавание голоса — это не новый тренд, в том числе и для России, однако пока население не слишком охотно отдает свои биометрические данные. Вероятно, после пандемии клиенты финансовых компаний активнее начнут это делать — просто потому, что многие из них были вынуждены во время самоизоляции создавать свои цифровые аватары и пользоваться разными сервисами удаленно. Почему бы не продолжить это делать и в будущем? Например, Google Assistant начал тестировать голосовую биометрию для оплаты товаров и услуг. И это только начало.
Технологии эпидемиологического контроля
Контроль безопасного расстояния. Такие технология позволят с помощью камер определять температуру человека, распознавать наличие масок и контролировать соблюдение дистанции. Например, Amazon тестирует устройство, которое позволяет сотрудникам соблюдать безопасную дистанцию — оно надевается на руку и издает сигнал, если сотрудники находятся слишком близко друг к другу. Также компания тестирует камеры, которые следят за соблюдением безопасного расстояния между людьми.
Технологии «умного города». В российском государственном проекте АПК «Безопасный город», где используется в том числе решение ЦРТ по распознаванию лиц, такая система работает на Сахалине. За первые 14 дней работы система помогла выявить более 100 нарушителей карантина. Возможность обращения к архиву фото или видео позволяет определить, где этот человек бывал и с кем пересекался, что помогает выявлять потенциально зараженных, а значит, оперативно управлять распространением вируса. Решение может быть масштабировано в другие регионы.
Голосовые автоматизированные системы и чат-боты. За время эпидемии в России были созданы голосовые автоматизированные системы горячей линии по вопросам, связанным с коронавирусной инфекцией. Они будут модернизированы в общие сервисы системы здравоохранения. Это позволит увеличить их пропускную способность. В телемедицине интеллектуальные голосовые помощники и чат-боты помогут в массовом сборе симптомов, заполнении первичных карт приема и ведения больных на дому без контакта с врачом или личного визита. Вообще, развитие и распространение биометрических технологий помогает не только избегать лишних контактов, но и повысить эффективность привычных процессов. В некоторых московских поликлиниках уже сейчас врачи лучевой диагностики используют голосовой способ ввода медицинских заключений, — это позволяет экономить время и не отвлекаться от осмотра пациентов.
Защита от хакеров и отстающее законодательство
Проблема хакерских атак будет всегда. Для защиты от них сегодня развивают технологию мультимодальной биометрии, когда совмещаются сразу несколько модальностей: лицевая биометрия с идентификацией по силуэту и походке, совмещение систем распознавания лиц с информацией от персональных устройств (поведенческая биометрия), манерой ввода информации в смартфон, характерном положении смартфона в сумке, кармане, руке. Такие системы сложно обмануть, даже если у хакеров на руках будут чьи-то биометрические данные.
Вопрос с законодательством тоже вполне обычный. С технической точки зрения многие из перечисленных концепций могли бы быть внедрены уже сегодня, но не могут как раз из-за отсутствия нормативной базы, как в случае с аэропортами. В Воздушном кодексе РФ указано, что пассажир обязан предъявить паспорт — в таком случае вся польза от сбора биометрических данных сводится к нулю. То же касается, например, и телемедицины: только в конце марта в Госдуму был внесен законопроект, разрешающий дистанционно проводить первичный осмотр, ставить диагноз и назначать лечение — правда, пока только в период эпидемий и ЧС.
В любом случае мир должен как можно быстрее отреагировать на пандемию COVID-19 и найти безопасные и комфортные для всех решения.