Генеральный директор компании ЦРТ Дмитрий Дырмовский о том, как биометрия изменит будущее авиационной отрасли. Трансформация уже началась: отдельные элементы умной системы установлены в аэропортах Южно-Сахалинска и Саранска.
Если мы уберем пассажира из очереди, то переведем его в duty free
— Какие проблемы аэропортов может решить биометрия?
— В мире существует три тенденции по трансформации аэропортов. Первая — это снижение временных затрат на аэропортовые формальности: регистрация, сдача багажа, получение посадочного талона, проверка паспорта, досмотр. Биометрия не только сокращает время на эти процедуры, но и позволяет аэропортам заработать: если мы уберем пассажира из очереди, то «переведем» его в duty free. И чем больше он там будет находиться, тем больше потратит.
Вторая — это комфорт. Мы уже достигли определенного уровня комфорта и не хотим его лишаться. Например, все привыкли регистрироваться онлайн. Во всем мире стремятся использовать как можно меньше бумаги.
Третья тенденция — сокращение формальных процедур не должно мешать безопасности. Биометрия — инструмент для предотвращения угроз.
Все мы помним, как после событий 9/11 в США начали внедрять биометрические паспорта, позже и в России. Потом появились системы, позволяющие пересекать границу без пограничника — e-gate. Они представляют собой турникеты, где ты показываешь лицо, паспорт, снимаешь отпечаток пальца и получаешь электронную отметку о прохождении границы. Таких решений в России пока нет, но они уже запущены в Германии, США. Их внедрение позволяет структурировать поток пассажиров, минимизировать очереди, при этом повысить уровень безопасности. Ведь работники контроля зачастую проверяют не вас, а ваши документы — думаете, кто-то сопоставляет фото на вашем паспорте с вами?
Биометрическая система контролирует все этапы, исключая человеческий фактор. Аэропорты — первичная точка ее внедрения. Позже она распространится на автомобильные пункты пропуска, морские порты.
— Почему внедрение начинается именно с аэропортов?
— Аэропорт — это наиболее ответственная история с точки зрения безопасности. И здесь присутствует экономический эффект. Можно сравнить аэропорт с торговым центром: ему важно максимально удовлетворить потребности пассажиров.
При этом биометрические решения не замыкаются внутри одного аэропорта. Международная организация гражданской авиации (ICAO) выпустила недавно нормативный документ, регламентирующий передачу биометрии между аэропортами. Например, вы летите из аэропорта А в аэропорт Б, и первый передает информацию второму, так что по прилете вас может не ждать серьезная проверка, так как вы уже прошли ее в первоначальном пункте.
— В России есть электронные посадочные талоны с QR-кодами. Разве этого недостаточно? Смартфоны всегда под рукой и сканирование кода занимает секунды.
— Да, но благодаря биометрии мы придем к тому, что даже электронный посадочный талон будет больше не нужен.
Классический способ идентификации «я есть то, что я имею» — документы, ПИН-код и проч. Биометрия же работает по принципу «я есть то, что я есть». Биометрические данные гораздо сложнее подделать или украсть.
Идентификация по смартфону не работает потому, что QR-код можно передать кому угодно. Все авиакомпании несут большую финансовую ответственность за факт перелета не того человека — для них это огромный штраф. Более того, авиакомпании проверяют даже визу при посадке на борт: если вас привезли, а визы у вас нет, то авиакомпания за свой счет обязана вернуть вас обратно.
В этом и заключается достоинство биометрических систем, что они выгодны всем: авиакомпания нивелирует риски, государство обеспечивает безопасность, а пассажирам предоставляется удобный сервис и новый уровень комфорта.
Вопросы безопасности решаются без уведомления пассажира
— Благодаря технологиям нас ждет прекрасное будущее. Это понятно. Какие разработки есть у ЦРТ в настоящем?
— Мы создаем решение, получившее название Smart track («умный путь». — Прим. ред.). Это программная платформа, которая стыкуется с аэропортовыми системами, сервисами бронирования билетов, программами лояльности и позволяет формировать единый цифровой профиль пассажира. Как только он купил билет, о нем появилась информация в билетной системе. После прохода регистрации — в регистрационной и так далее. Мы видим все этапы — вплоть до прохода на рейс. Например, сейчас если пассажир задерживается на регистрацию, авиакомпания не знает, приехал ли он в аэропорт. С помощью нашей системы мы сможем это узнать: камеры при входе в аэропорт фиксируют конкретного человека.
— Власти понимают эффективность внедрения вашей системы?
— Да, понимают. Процессы идут, но они очень сложные, бюрократические. Требуется очень много согласований на уровне Росавиации, спецслужб. Поэтому пока работают отдельные элементы Smart track. Мы начали с безопасности — с системы первичной идентификации при входе в аэропорт. Ей уже оснащены аэропорты Южно-Сахалинска и Саранска. Сейчас она внедряется в аэропорту Нижнего Новгорода. Система выявляет пассажиров из черного списка. Идентификация осуществляется при первичном досмотре, скрытно и не требует участия сотрудников службы безопасности, поэтому не занимает дополнительного времени.
— Здесь встает вопрос приватности: а уведомлены и согласны ли люди с тем, что их биометрические данные собираются незаметно уже при входе в аэропорт?
— Любые вопросы безопасности решаются без уведомления пассажира. Например, вы проходите рамки металлодетектора и знаете об этом, но не все процедуры этой проверки вам объясняются. Власти не обязаны объяснять, как работают системы безопасности, иначе любой преступник сможет их взломать. Все эти меры предосторожности регламентируются постановлением правительства, таков закон.
— Да, но есть и конституция, гарантирующая конфиденциальность и прозрачность.
— Вы правы. Но тут не все так однозначно. В Европе, например, был принят GDPR (общий регламент по защите данных. — Прим. ред.), который выводит вопрос приватности на новый уровень. Информация о том, как используются и где хранятся данные, совершенно прозрачна. И даже в рамках этого закона есть ограничения, если встает вопрос безопасности. Пока что камеры, стоящие при входе в аэропорт, не собирают ваши данные, а лишь сверяют их с черным списком.
Если говорить о Smart track в целом, то никто не заставляет вас сдавать свои биометрические данные для прохождения регистрации или на посадку. Всегда будут оставаться альтернативные решения, когда работники авиакомпании вручную и зарегистрируют вас на рейс, и штамп поставят. Если же вы хотите воспользоваться новой системой, то осознанно сдаете биометрическую информацию и даете согласие на ее использование. Тогда никаких проблем не возникает.
Постепенно к этому будут привыкать все больше людей, так же как многие в свое время убедились, что онлайн-регистрация удобна и безопасна. Поверьте, вы оставляете гораздо больше личной информации в соцсетях.
Текст: Ирина ЛИ
Источник: Официальный журнал ВЭФ—2018